В нашем детском саду реализуется Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 29 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Задача: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
Меры, применяемые для ежедневного поддержания эмоционального комфорта в группах:
· Создание чувства безопасности. Для этого используют утреннее приветствие, чёткий режим дня, ритуалы перехода, вечернее прощание.
· Личное внимание и поддержка. Проводится утренний круг, тактильный контакт по желанию ребёнка (объятия, поглаживания по спине, держание за руку).
· Создание предметно-пространственной среды. В группах оборудованы уголки уединения и самовыражения, уголок настроения (дерево настроения, экран настроения), места для демонстрации личных достижений (полка для поделок, стена с рисунками).
· Обучение эмоциональному интеллекту и коммуникации. Проводятся уроки доброты, игры на распознание эмоций, составляются совместно с детьми правила группы.
· Создание ситуаций успеха. Вовлечение ребёнка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль даёт уверенность ребёнку в собственной значимости, повышает самооценку.
· Личный пример воспитателя. Демонстрация эмоциональной стабильности и уважительное отношение ко всем.
· Создание единой системы традиций и ценностей. Ритуалы начала и завершения дня (утренний и вечерний круг), празднование дня рождения воспитанников, участие в волонтерской организации «Искорки доброты».
Методики, применяемые для формирования (поддержания) психоэмоционального благополучия воспитанников
1. Методика “Круги общения”
Утренние и вечерние “круги”: Ежедневно мы начинаем и заканчиваем день в кругу. Утром – приветствуем друг друга, делимся настроением, планируем день. Вечером – подводим итоги, рассказываем, что понравилось, делимся приятными впечатлениями.
Решение конфликтных ситуаций: “Круг” становится инструментом для разрешения споров. Каждый ребенок имеет возможность высказать свою точку зрения, а группа совместно ищет пути примирения.
Тематические обсуждения: В кругу мы обсуждаем важные темы: “Что такое дружба?”, “Как помочь другу?”, “Чему я сегодня научился?”.
2. Релаксационные и дыхательные техники
"Дыхательная гимнастика: Мы проводим ее в игровой форме (“задуть свечу”, “подуть на одуванчик”, “подышать как мишка”). Эти упражнения используются как физкультминутки между занятиями, требующими концентрации, и для успокоения перед тихим часом.
“Минутки тишины”: После активных игр мы предлагаем детям спокойно посидеть 1-2 минуты с закрытыми глазами, послушать тихую, спокойную музыку или звуки природы (шум леса, моря). Это учит их осознанно переключаться и отдыхать.
Релаксационные паузы: Под спокойную музыку и тихий голос воспитателя дети представляют себе приятные образы (например, “мы лежим на мягкой траве и смотрим на облака”), что способствует глубокому мышечному и психическому расслаблению.
3. Арт-педагогические методики (изотерапия, музыкотерапия)
Изотерапия: Мы предоставляем детям разнообразные материалы для творчества (краски, карандаши, мелки, глину). Через рисование, лепку дети проецируют свои внутренние переживания. Часто используются техники “Рисуем настроение”, “Каракули”, “Монотипия”, где важен не результат, а сам процесс выражения чувств.
Музыкотерапия: Музыкальное сопровождение сопровождает многие режимные моменты. Бодрая и ритмичная музыка звучит во время утренней зарядки, спокойная и классическая – во время занятий и перед сном. Мы проводим занятия, где дети слушают музыку и делятся теми образами и чувствами, которые она у них рождает.
Специфика нашего ДОУ по психоэмоциональному благополучию воспитанников
Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 29 Петродворцового района Санкт-Петербурга (п.3.6)
Реализация коррекционно-развивающей работы по целевым группам обучающихся:
Целевая группа |
Содержание адресной помощи |
Часто болеющие дети |
- коррекция/развитие развития коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов;
- снижение тревожности;
- помощь в разрешении поведенческих проблем. |
Одаренные обучающиеся |
-создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости. |
Билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности с пониманием государственного языка Российской Федерации |
- развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям;
- формирование уверенного поведения и социальной успешности;
- коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия);
- создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку.
|
Проект "Безопасное общение и поведение с незнакомыми людьми"